С чего же всё началось? В 1925 году на базе шести крупнейших немецких химических корпораций был создан конгломерат IG Farben — в пору своего расцвета крупнейшая в мире химическая и фармацевтическая компания, уделявшая большое внимание научным исследованиям, трое её сотрудников даже стали лауреатами Нобелевской премии.
На следующий год в IG Farben устроился человек, который так и не получил Нобелевку, но сыграл важную роль в истории интересующей нас темы. Его звали Вальтер Бок и занимался он исследованиями синтетического каучука в лаборатории завода в Леверкузене.
Бок сосредоточил усилия на эмульсионной полимеризации — Курт Готтлоб явил её миру ещё в 1912 году, но практическое применение до сих пор не было найдено. Сначала Вальтер нашёл новые эмульгаторы для улучшения процесса эмульсии, а потом обнаружил, что эффективными инициаторами эмульсионной полимеризации сопряжённых диолефинов могут быть пироксидные соединения. Но для экономической эффективности, да и просто качественного материала этого было мало — полимеры диметилбутадиена показали хорошую прочность на разрыв, но были почти не эластичны, полимеры изопрена и бутадиена наоборот имели высокую эластичность, но при этом были рассыпчатыми.
В 1928 году Бок нашёл простое, как и всё гениальное, решение, чтобы суммировать сильные стороны полученных полимеров — сополимеризовать все три компонента. В 1929 году Вольтер пошёл дальше и вместо диметилбутадиена начал использовать стирол. Продолжая совершенствовать свой рецепт, в итоге Бок пришёл к тому, что компания IG Farben 21 июня 1929 года получила патент на способ сополимеризации стирола и бутадиена, а в 1936 году начался промышленный выпуск материала под торговой маркой BUNA S. Это название обозначает BU — бутадиен, NA – натрий, выступающий инициатором, и S — стирол.
Новый материал превосходил натуральные каучук и резины сразу по нескольким параметрам, основным из которых стала механическая устойчивость к абразивному воздействию. Германская промышленность быстро смекнула, что это станет отличным прорывом в производстве автомобильных шин — в том же 1936 году на автомобильной выставке в Берлине были показаны первые протекторы из BUNA S, запас прочности которых был на 25% больше, чем у шин из натурального каучука.
Дальше история пошла быстрее: SBR год от года обретал всё больше популярности, автомобилей также становилось больше, а значит и выпуск покрышек из бутадиен-стирольных каучуков рос в геометрической прогрессии. В определённый момент человечество поняло, что сжигать или просто выкидывать покрышки может стать непоправимым ударом по экологии, и в итоге пришло к отличному решению: из старых покрышек начали делать недорогой, неприхотливый и долговечный материал для покрытий — SBR-крошку.
P.S. Интересный факт: порошок, оставшийся в процессе изготовления SBR-крошки из старых покрышек, добавляется в асфальт, по которому поедут новые покрышки перед тем, как уйти на переработку, в процессе которой они частично попадут в асфальт. Такой вот circle of life.